Гидрокомпенсаторы стучат: что делать

Главная деталь газораспределительного механизма двигателя – распределительный вал, кулачки которого попеременно открывают впускные и выпускные клапана цилиндров. Долгое время большой проблемой было регулирование зазоров между кулачком и толкателем клапана. Дело в том, что при нагревании металлические детали расширяются. 

Чтобы компенсировать явление между кулачком и толкателем клапана, оставляется зазор. Он очень небольшой, но выдерживать его нужно тщательно. Если он меньше рекомендованного, то нарушится герметичность камеры сгорания из-за того, что клапан не будет закрывать ее достаточно плотно. Если зазор увеличится, то клапан будет открываться позже, чем нужно, что приведет к потере мощности мотора.

Для регулировки раньше приходилось использовать специальные шайбы, выбирающие зазор. Но такой способ решения проблемы достаточно сложный, требует опыта. Повторять операцию нужно каждые 40-50 тысяч километров, что достаточно трудоемко. Неотрегулированный зазор приводит к тому, что звук мотора становится громким, а детали ГВС начинают быстрее изнашиваться из-за ударной нагрузки.

shematicheskoe-izobrazhenie-gidroksometra

Почему стучат гидрокомпенсаторы?

Хотя устройство было изобретено еще в 30-х годах 20 века, в массовое использование их начали внедрять только в 70-80-х годах японские автопроизводители. Деталь автоматически выбирает зазор, поэтому кулачки постоянно находятся в зацеплении с толкателями клапанов. Не происходит их соударение, поэтому современные ДВС работают очень тихо. Хорошо отрегулированный двигатель, если не форсировать его мощность, практически не слышен. Конечно, когда на него поставлен качественный глушитель.

Гидрокомпенсаторы: что это

Гидрокомпенсатор – это деталь двигателя внутреннего сгорания, которая находится между кулачком распределительного вала и толкателем клапана. Его задача – автоматическая компенсация теплового зазора между этими двумя элементами. Для работы детали необходимо давление масла в системе.

Можно заметить, что, когда ДВС только запущен и еще не прогрелся, он работает довольно громко, но практически сразу звук значительно уменьшается. Это связано с тем, что пока давление масла не повысится, гидрокомпенсаторы не выполняют свою функцию.

Изменение зазоров при нагреве происходит не только в системе ГВС, оно касается и других механизмов. Однако они не так критичны. Изменение зазора между кулачком и клапаном приводит к тому, что изменяется степень заполнения цилиндра топливно-воздушной смесью в бензиновых моторах и воздухом в дизеля. Ухудшается удаление продуктов сгорания. Как результат падает мощность двигателя, он работает с перебоями, снижается экономичность.

В конструкции гидрокомпенсатора используется плунжерная пара. Благодаря ей под давлением масла на любых режимах работы мотора изменения теплового зазора нивелируются. Конструкция детали очень проста, однако это не значит, что она вечная. Гидрокомпенсаторы нужно своевременно заменять после определенного пробега. Также очень важно качество моторного масла и его своевременная замена. 

Благодаря гидрокомпенсаторам не нужно регулировать зазоры вручную, что:

  • снижает трудоемкость обслуживания ДВС;
  • понижает шумность;
  • компенсирует износ поверхности деталей;
  • увеличивает общий ресурс газораспределительного механизма и двигателя в общем;
  • повышает экономичность.

По конструкции все «гидрики» практически одинаковы. Различным может быть расположение в зависимости от конструкции ДВС. В моторах SOHC, оснащенных одним распредвалом, детали находятся в гнездах клапанных коромысел. На двигателях DOHC (с двумя распредвалами) они расположены в гнездах головок блока цилиндров.

tipy-gidrokompensatorov

Как работают гидрокомпенсаторы авто?

По конструкции узел представляет собой небольшой гидроцилиндр. Детали, из которых он состоит:

  • плунжер;
  • шарик;
  • масляные каналы;
  • пружина шарика;
  • втулка плунжера.

Схема действия механизма проста. Через каналы в полость, расположенную под плунжером, поступает масло, проходя через шариковый клапан. После заполнения всего объема шарик под давлением пружины перекрывает клапан.

При соприкосновении кулачка распредвала с верхней частью гидрокомпенсатора давление внутри корпуса растет, что приводит к запиранию клапана. Благодаря этому импульс от распредвала передается на гидрокомпенсатор, который опять открывает клапан.

Регулировка теплового зазора происходит за счет автоматического изменения объема моторного масла, поступающего в полость плунжера.

gidrokompensator-v-razobrannom-vide

Гидрокомпенсатор в разобранном виде

Как стучат гидрокомпенсаторы?

Распредвал вращается очень быстро, поэтому стук гидрокомпенсаторов напоминает звонкий стрекот. Но определить, что в повышении шумности виноваты именно они, достаточно сложно.

Когда стучат гидрокомпенсаторы?

Деталь начинает стучать по нескольким причинам. Это может быть засорение каналов подвода масла, его излишняя густота. Также причинами могут оказаться износ деталей, которые пора менять, и низкий уровень масла, из-за чего оно не поступает в каналы.

Как понять, что стучат гидрокомпенсаторы?

Ориентироваться нужно на характер стука и на то, откуда звук исходит. Если вы уже слышали, как стучат гидрокомпенсаторы, то перепутать звук трудно. Его источник – клапанная крышка. Сам стук напоминает стрекот, постепенно нарастающий. Начинается он как небольшой шелест постепенно нарастая до отчетливого звонкого цокота.

Если цокот появился внезапно, то, скорее всего, дело в уровне масла. Проверьте его. Компенсаторы в машине очень чувствительны к давлению масла и перестают работать, как только уровень становится недостаточным.

Стук гидрокомпенсаторов на горячую

Если стучит клапан при прогретом двигателе, то причин может быть несколько:

  • неподходящее или некачественное масло;
  • масло загрязнилось и его пора менять;
  • неисправен масляный насос, не развивающий должного давления;
  • в картере мало или слишком много масла;
  • гидрокомпенсатор износился, возможна также поломка клапана.

Прежде всего проверьте масло. Обычно проблема исчезает после его замены. Также посмотрите, нет ли деформации картера – проблему может создать вмятина от удара.

Как узнать, какой гидрокомпенсатор стучит?

Понять, какая именно из деталей стучит, сложно. Довольно хорошо разобраться помогает обычный медицинский стетоскоп. Прикладывая к поверхности работающего двигателя его приемную часть, можно точно локализовать место стука, определив неисправный узел.

Но если стучат несколько деталей, а срок их замены не подошел, то проблема, скорее всего, в маслосистеме.

Стучат гидрокомпенсаторы на холодную

Если стук раздается на холодном двигателе, а по мере его разогрева пропадает, то причинами могут быть:

  • забитые каналы поступления масла, теплое масло разжижается и лучше проходит через забившиеся каналы;
  • используется слишком густое масло, чем рекомендовано производителем автомобиля;
  • клапан гидрокомпенсатора сильно износился, поэтому шарик не перекрывает канал и масло стравливается.

Стучит клапан

Хотя стук клапанов не значит, что машина быстро выйдет из строя, игнорировать его нельзя. Желательно как можно быстрее выяснить, в чем проблема, и устранить неисправность.

Что будет, если стучат клапаны?

На общий износ двигателя сильного воздействия не происходит, но двигатель будет терять мощность. Также снизится динамика разгона, автомобиль будет вести себя вяло, с трудом разгоняясь. Повлияет неисправность и на экономичность, приведя к увеличению потребления топлива.

Как проверить гидрокомпенсаторы?

Убедитесь, что звук идет из-под клапанной коробки. Обязательно проверьте уровень масла. Если он мал, то подлейте недостающую жидкость. Также проверьте само масло, возможно, его пора менять. Это обычно видно по степени его загрязненности.

Лучше всего заменить масло на заведомо качественное. Обычно после этой операции звук пропадает.

Если шум появился после замены жидкости, это значит, что вам залили подделку или же она слишком густая и не соответствует рекомендованной производителем для вашего двигателя.

zamena-motornogo-masla

Замена моторного масла

После загрязненного масла также рекомендуется промыть двигатель, добавив специальные моющие присадки. Благодаря им прочистятся забитые каналы, что улучшит поступление масла в полость плунжера.

Также сразу рекомендуется проверить картер снизу – нет ли на нем вмятин, т.к. это тоже может быть причиной проблемы из-за ухудшения работы маслоприемника. Если деформации есть, то поверхность коробки нужно рихтовать для восстановления геометрии.

Посмотрите, не горит ли лампочка давления масла. Если она не гаснет даже после того, как было заменено масло, то нужно проверять состояние насоса.

Сами гидроцилиндры выходят из строя достаточно редко. Менять их нужно после пробега в 200 тысяч километров. Лучше, если эту работу сделает специалист. Самостоятельно, если опыта нет, пытаться ремонтировать газораспределительный механизм не стоит, можно случайно повредить двигатель.

Почему начинают стучать гидрокомпенсаторы?

Основная причина в том, что водители не обращают внимание на рекомендации автопроизводителя по смене масла. Они меняют его не вовремя, заменяют рекомендованные марки на другие, без должного внимания подбирают аналоги или вообще льют, что попадется под руку.

Также нужно регулярно проверять уровень масла, не допуская его критического падения. Если масло уходит, нужно выяснить причину.

Не стоит забывать, что в случае интенсивной нагрузки двигателя менять масло нужно чаще. К таким нагрузкам можно отнести перевозки грузов, длительные поездки, экстремальное вождение, езду по бездорожью. Как показывает практика, при замене моторного масла вовремя без попыток менять его марки гидрокомпенсаторы создают проблемы в единичных случаях.