Необходимость тормозов люди поняли достаточно давно. Первые примитивные тормоза появились еще на колесных экипажах. Были они барабанного типа. Колеса в них блокировались путем плотного прижатия к ободу деревянного бруска. Более усовершенствованные системы ставились уже на первые автомобили, причем только на заднюю ось. С учетом небольших скоростей ранние системы достаточно эффективно справлялись с поставленной задачей. Дисковый тип появился позже. Но к исчезновению барабанного механизма это не привело. Давайте разберемся в достоинствах и недостатках обоих видов.
Дисковые тормоза
Конструкция у них довольно проста. Ее основа – массивный металлический диск, прикрепленный к колесной ступице. Колодки имеют форму пластин, размещены они с двух сторон: внутренней и внешней.
Как устроена дисковая конструкция
Поверх колодок закрепляется суппорт и гидроцилиндр. В некоторых конструкциях имеется два поршня. Но более распространена конструкция с одним поршнем. Чтобы прижим был равномерен на каждой из колодок, суппорт делается подвижным.
Барабанные тормоза
Устройство барабанного вида мало изменилось со времен ранних автомобилей. Сначала прижим обеспечивался при помощи троса. Сейчас подобное решение применяется только на велосипедах, в автомашинах передача усилия обеспечивается гидравликой.
Внешний вид барабанного механизма
Барабанный тормоз
Основной деталью является так называемый барабан. Он имеет вид чашки с высокими бортиками. Деталь устанавливается на ось машины. Плавный ход обеспечивает подшипник. На суппорт при помощи болтов устанавливается колесо, благодаря чему во время движения транспортного средства они вращаются синхронно.
На ступице закрепляется щит, он не вращается, к нему прикрепляются гидроцилиндр с толкающими поршнями, а также опора для колодок.
Колодки отличаются выгнутой формой и похожи на полумесяцы. Один их конец зафиксирован стяжной пружиной, второй закреплен к штоку гидроцилиндра. Он находится между двумя колодками. Когда в цилиндр поступает тормозная жидкость, шток распирает верхнюю часть колодок, прижимая их к бортам, блокируя вращение оси. Отвод накладок при превращении давления обеспечивается пружиной.
Как работает дисковый тормозной механизм?
Усилие при помощи гидравлической системы передается на поршень, который плотно придавливает одну колодку к поверхности диска. Из-за противодействующего усилия суппорт перемещается по направляющим, прижимая своим корпусом колодку с противоположной стороны диска к нему. Такой механизм работы обеспечивает равномерное давление на диск обеих колодок.
В чем преимущество дисковых тормозов?
Положительных сторон у механизма довольно много:
- хорошая вентиляция конструкции, обеспечивающая эффективное охлаждение;
- быстрое удаление продуктов износа колодок и диска, из-за чего они не накапливаются на трущихся поверхности;
- благодаря вентиляции попавшая внутрь влага быстро испаряется;
- колодки прижимаются всей плоскостью, изнашиваясь равномерно;
- эффективность выше, чем у барабанной схемы, на 20% за счет теплового расширения, за счет него диск увеличивается и трение усиливается.
В чем разница между дисковыми и барабанными тормозами?
Основное отличие – принцип действия. В схеме с диском он прижимается колодками, а барабанные колодки, наоборот, разводятся.
Дисковые системы более эффективны, обеспечивают более резкое торможение. Хотя и они имеют ряд недостатков. Среди них:
- Чувствительность к перепадам температур, если резко затормозить, а затем заехать в воду (например, в лужу), диск может покоробиться, пойдя волнами. После этого его останется только поменять на новый.
- Интенсивный износ, из-за которого приходится часто менять колодки.
- На рабочие поверхности легко попадает грязь и пыль, способствуя увеличению износа.
- Сложность использования для стояночного тормоза.
В целом, благодаря более прогрессивной конструкции и повышенной эффективности дисковая конструкция постепенно вытесняет дисковую.
Почему используют барабанные тормоза?
Несмотря на устаревшую конструкцию барабанные системы также имеют некоторые преимущества.
- Массивный барабан не боится перепадов температур.
- Благодаря закрытой конструкции внутрь не попадает грязь, что увеличивает длительной эксплуатации без замены колодок.
- Поверхность барабана меньше склонна к задирам.
- Площадь контакта колодок и барабана имеет значительную площадь, а значит, и тормозное усилие увеличивается.
- Конструкция легко совмещается со стояночным тормозом, для этого требуется установка дополнительного рычага, разводящего колодки во время стоянки.
Чем хуже барабанные тормоза?
К сожалению, несмотря на солидный список достоинств, недостатки тоже имеются. Избавится от них так и не удалось, поскольку многие из них – оборотная сторона достоинств. К отрицательным качествам дисковых тормозов относятся следующие:
- Закрытая конструкция приводит к тому, что продукты износа остаются внутри механизма, попадая на трущиеся поверхности.
- Из-за закрытой коробки в случае откола части накладки, ей некуда деться. Если кусок попадет между барабаном и колодкой, то механизм окажется заблокированным.
- Колодки изнашиваются неравномерно. Поршень прижимает их с одного края, поэтому прижим к поверхности барабана неравномерен и чем дальше, тем он меньше, постепенно снижаясь. В результате в верхней части накладка изнашивается сильно, а в нижней может практически не иметь следов износа. Кроме того, передняя колодка изнашивается быстрее, чем задняя.
- Во время трения образуется много тепла, но отвод его происходит сложнее. При торможении разогретый металл расширяется и, чтобы сила прижима не уменьшалась, водитель должен увеличивать давление на педаль. Т.е. в отличие от дисковой системы, где по мере остановки автомобиля эффективность торможения нарастает, здесь она падает.
Особенности отвода тепла в разных типах тормозных систем
Как устроен тормозной механизм дискового типа?
Основная деталь конструкции – массивный стальной диск с выглаженной поверхностью. Он находится на ступице диска и вращается вместе с колесом. Неподвижной частью механизма является суппорт с гидроцилиндром и двумя плоскими колодками.
Конструкция состоит из следующих частей:
- тормозного диска;
- двух колодок с накладками;
- суппорта;
- гидроцилиндра;
- толкающего поршня;
- защитного кожуха;
- направляющего пальца и его защитного чехла;
- сигнализатора износа колодок.
Устройство варианта с одним гидроцилиндром
Что находится в тормозном барабане?
Барабанная конструкция довольно проста. Ее особенность – наличие нескольких пружин, которые удерживают колодки от самопроизвольного перемещения, а также обеспечивают автоматический перевод в нерабочее положение, после того как поршень перестает давить на них.
Цилиндр используется один, но штока у него два: один для передней колодки, второй для задней. Размещается он в верхней части механизма. При поступлении внутрь тормозной жидкости оба поршня перемещаются наружу и распирают колодки.
Механизм состоит из следующих деталей:
- ступицы колеса;
- гайки крепления ступицы;
- двух тормозных колодок;
- барабана;
- нижней и верхней стяжных пружин;
- направляющей пружины;
- разжимной пружины;
- колесного цилиндра;
- разжимной планки;
- рычага стояночного привода с пальцем;
- щита тормозного механизма.
Устройство тормоза барабанного типа
Для чего нужны задние барабанные тормоза?
Нельзя сказать, что барабанные тормоза совсем утратили свое значение. Например, компания Рено активно продолжает их совершенствование. Интересно, что именно в Рено в 1902 году были созданы тормозные барабанные тормоза современного типа.
Для большинства автомобилистов особой разницы между типами систем нет. В обычных режимах езды, исключающих спортивное, динамичное вождение на автомобилях с моторами большой мощности барабан ничем не хуже диска.
В значительной мере установка дисков связана с модой. Они красивее, выглядят современнее. На многих иномарках они используются на всех колесах. Обычное дело при тюнинге машины замена барабанных тормозов на дисковые.
Однако барабан еще ставят на задние колеса. Так предпочитают поступать производители легковых автомобилей, выпускаемых на просторах бывшего СССР. А вот на ведущих иностранных марках барабаны устанавливаются на задних колесах в основном на внедорожниках и пикапах. Почему именно на них?
На самом деле ответ прост – при езде по плохим дорогам и бездорожью на задние колеса попадает вся грязь, которая летит с передних. То же самое происходит и с водой. Когда машина въезжает в лужу, передние колеса гонят воду перед собой, но волна захлестывает задние колеса.
Разбитых асфальтированных трасс, грунтовок и гравийных шоссе в нашей стране много, тем более в сельской местности. Кроме того, не стоит забывать про слякотную осень, а часто и зиму. В таких условиях при установке на заднюю ось дисковых тормозов на них бы попадало много грязи, снега, перемешанного с пылью, веществ для посыпания снега и т.п. Это привело бы к ухудшению эффективности торможения, что грозит заносом автомобиля. Такое положение также чревато усиленным износом, колодки на задних колесах придется менять гораздо чаще, что неудобно и накладно. Благодаря закрытой конструкции задние тормоза могут не боятся сложных условий работы.